Html code will be here

 
Путешествие на борту исторического парусника
На борту «Штандарта»
Мне довелось провести несколько дней на фрегате «Штандарт» - точной копии первого флагмана Балтийского флота, построенного в 1703 по личному указу Петра Первого. Не претендуя на «правду характеров» и глубокое описание корабельной жизни, как, например, в романе Ричарда Даны «Два года на палубе», делюсь впечатлениями сугубо сухопутно-офисного человека, про море и парусники знавшего до сего момента исключительно из художественной литературы и кинематографа.
Александр Уткин
Выход в море. Ихтиандр. Приливы-отливы.
Рождение современного «Штандарта» - история, заслуживающая отдельного повествования. Скажу только, что построен корабль энтузиастами во главе с Владимиром Мартусем, - основателем, идеологом, руководителем этого проекта и бессменным капитаном. Девиз фрегата - «Мечты прекрасны воплощеньем» написан потом и кровью его создателей за пять лет строительства корабля. Но вот уже 18 лет «Штандарт» бороздит моря вокруг Европы, вызывая восхищение на европейских парусных фестивалях. Фрегат принимает на борт готовых попробовать себя в качестве матросов «искателей приключений», выступая в некоторой степени и в качестве учебного корабля.

На отрезке Сен-мало – Остенде (300 морских миль) я и присоединился к команде. В первый же день , на вечернем построении обновленная команда – профессиональный состав плюс девять новобранцев-«чайников» – распределена по вахтам: теперь все вновь прибывшие на борт – полноценные члены экипажа. Капитан объявил о выходе в море по «высокой» воде в полночь.

В первый же день , на вечернем построении обновленная команда – профессиональный состав плюс девять новобранцев-«чайников» – распределена по вахтам: теперь все вновь прибывшие на борт – полноценные члены экипажа. Капитан объявил о выходе в море по «высокой» воде в полночь.

За несколько часов до первого в жизни выхода в море - ощущения, как в канун Нового года: предвкушение большого события, чего-то доброго и хорошего. Но к этому позитиву добавляют остроты и мысли о первой ночной вахте, «какая будет погода», «а часто ли придется перегибаться через борт и звать Ихтиандра», «правильно ли подобрана экипировка».
Забегая немного вперед, скажу, что с погодой очень повезло, возможно даже чересчур – «просолиться» не получилось. Солнце -днем, звезды и луна ночью, небольшой ветер, при котором волна и качка минимальны. Все дни, проведенные нами в море, Ихтиандр, наверно, дремал где-то в большой раковине и не требовал мзду с новых матросов.

Замечу, «морской болезни» подвержены практически все. Чем крепче вестибулярный аппарат – тем большую качку можно выдержать. По словам опытных мореманов «Штандарта», первые сутки, как правило, почти все новички «выглядывают» за подветренный борт.

Итак, в полночь отошли от берега. Крякающие сирены шлюза – как Новогодние куранты – возвестили о начале нашего перехода. В Ла-Манше очень большая амплитуда приливов-отливов, поэтому во всех маринах (место стоянки яхт и других маломерных судов) – шлюзы. В Сен-Мало 3 мая отлив составил целых 11 метров, бывает и до 13,5 м. Днем, во время отлива, катера и яхты, стоящие за шлюзом «отдыхают» на песке, неуклюже завалившись на борта в ожидании морской волны. Это самое «амплитудное» место в Европе. Для сравнения – средние колебания мирового океана – 1 м, абсолютный мировой рекорд – канадский залив Фанди на атлантическом побережье - до 18 м.

Вахта. Штурвал. Русский боцман. Рассвет
Вместе с новыми сутками наступила и новая реальность, а с ней и первая вахта. Подъем в 3.40 (заступаем в 4.00), далее - многослойное утепление: термобелье, две «флиски» и gore-tex ветровка. Поскольку пар костей не ломит, на все это добро был надет штормовой чудо-комбинезон – теплый, непромокаемый, непродуваемый и с положительной плавучестью. (Плавучесть, к счастью, не пригодилась). Если ночная вахта проходит без форс-мажоров, то это минимум движений, практически статика, поэтому одеваться нужно тепло. От слова очень. С учетом влажности и ветра было зябко, несмотря на то, что температура воздуха не опускалась ниже 8 градусов, поэтому для первого раза ни один слой утепления не был лишним.

В вахте – шесть человек. Один – за штурвалом, под зорким присмотром офицера. Рулевой меняется каждый час. Новички получают краткий инструктаж – как работать рулевым колесом, и что означают показатели на мониторе Garmin" a – скорость в узлах, курс по компасу и курс по GPS. Оба эти курса редко совпадают из-за ветра и течения.

На первый взгляд, - ничего сложного, держись заданного курса, две «спицы» вправо, две «спицы» влево. Но не все так просто - течение, изменения скорости корабля и ветра - все это усложняет задачу. Приливно-отливные течения Ла-Манша - особый природный феномен, например, по ходу нашего движения есть течение со скоростью 10 узлов (18 км/ч). Это уже скорость серьезной горной речки – например, алтайской Катуни. Нужно постоянно следить за навигатором, буквально за полминуты отклонение может составить 10-15 градусов (допустимый люфт - не более двух). Мои первые манипуляции со штурвалом сразу нашли отклик у боцмана -«bloody ship level». Не сразу понял идиому, но коннотация явно негативная.

Боцман Лайви - он тоже в нашей вахте – суперколоритный персонаж. Англичанин, хотя и говорит «я – русскэй ботсмэн». Морем его «накрыло» в достаточно зрелом возрасте – под 30. До этого был водопроводчиком, потом в Голландии трудился на околояхтенных работах и пел в своей панк-группе. Многочисленные кольца в левом ухе, пирсинг, «боевые татуировки», одна из которых заявляет, что ее хозяин вегетарианец, по-панковски выбритые татуированные виски – все это создает весьма брутальный облик. При этом – добрейшей души человек, с отличным чувством юмора, «золотые руки», прекрасный товарищ и кулинар - в чем довелось убедиться, отведав его вкуснейшую фирменную пасту.

Предрассветный час – самое темное и холодное время. Ближе к пяти с непривычки тянет в сон, но именно в этот момент нас с товарищем командируют на камбуз за чаем и дежурной шоколадкой. Для «русскэго ботсмэна» - кофе, чОрный (через «О»), ядрёный, - ложка в чашке стоит практически. Сидя на ступеньке юта с кружкой горячего сладкого чая в предвкушении рассвета, понимаешь, что «жизнь хороша и жить хорошо» (с).

С учетом нашего курса на Восток-Северо-Восток, вахте грота очень повезло – нам удалось целых три (!) раза встретить потрясающий рассвет. Солнце встает почти прямо по курсу. Примерно с 5.15 появляется легкая подсветка горизонта, - тонкая пурпурная линия, постепенно переходящая в алую размытую полоску и, наконец, минут через 30-40 появляется край солнечного диска, каждый день разных оттенков. Две-три минуты - и нижний край уже оторвался от горизонта. Примерно через час космический светильник «включается» почти на полную мощность. Фото и видео не могут передать панораму, объём, шум волн, разбивающихся о форштевень, мерное покачивание корабля, слабый запах моря, ветер - это какая-то метафизическая 5D – симфония.

Вахта пролетает незаметно: штурвал, чай, неспешные разговоры с товарищами, наслаждение рассветом, фотографирование окружающих красот через ванты. Подчеркну, «санаторий» на палубе - благодаря погоде. Если - дождь, волнение и ветер посильнее – расклад был бы, безусловно, иной. И со снастями была бы работа, и к подветренному борту были бы не исключены прогулки. Да и просушиться на корабле полноценно нет возможности. Так что может быть по-всякому.

Подвахта. Грот-марсель. Камбуз
В 8.00 сдаем вахту «бизани» (наша называется «грот»), завтракаем и начинается подвахта до полудня. Подвахта – это участие в хозяйственной жизни корабля, а при необходимости помощь дежурной вахте по работе с такелажем и парусами. Работа с парусами зависит от погоды, а вот гальюны и палубы должны быть отдраены ежедневно, - это тоже входит в подвахту. Кстати, «драят палубу» на деревянных судах не только и не столько для чистоты, сколько для поддержания герметичности. Сухие деревянные доски дают бОльшие щели и водонепроницаемость снижается. В жару палуба может обдаваться водой четыре раза в день, наличие гидранта эту задачу существенно упрощает.

После завтрака начинаем ставить паруса, - выпадает командировка на грот-брамсель (вторая перекладина на центральной мачте корабля). К счастью, это не первый подъем по вантам – на стоянке в Сен-Мало нас познакомили с альпинисткой обвязкой, она же «беседка», и мы уже побывали на гроте.

В море, даже при минимальной качке, ощущения совсем другие: чем выше, тем амплитуда движения мачты и такелажа больше, поэтому впечатлений получаешь с избытком. Некоторые части тела работают в режиме «жим-жим». При более серьезной волне этот аттракцион, конечно, несколько жутковат, но в наших погодных условиях – то, что надо: немного адреналина, потрясающие морские пейзажи, сухие штаны . А еще это и ощущение корабля: чувствуешь его буквально кончиками пальцев (ног), поскольку стоишь на тонком леере, который практически впивается в подошву. Взгляд сверху позволяет охватить весь корпус, рассекающий волны – благо поставленных парусов еще нет, обзор ничто не закрывает.

После благополучного спуска вниз подвахта получила продолжение на камбузе: в наших с коллегой руках - судьба обеда. Обед на борту состоит из супа, без второго блюда, но с калорийной поддержкой в виде колбасок, сыра, паштета или других ассортиментных позиций, которые можно положить, намазать или завернуть в хлеб. Суп готовим простой, с консервированным лососем и тунцом. Самое сложное – правильно рассчитать содержимое 10-литровой (а может и 12!) кастрюли-ведра, должно хватить на 18 персон плюс добавка. И уж как минимум 18 порций – густые, а не водичка с одинокой картофелиной. Справились. Что важно – внутри корабля укачивает сильнее: не видишь горизонта, нет свежего воздуха, а если занят работой с фокусировкой взгляда на руках – мытье посуды, чистка овощей, работа за ноутбуком – еще хуже. К счастью, наверх бегать не пришлось.

Замыкая круг
Примерно в час все три вахты накормлены, напоены, посуда вымыта. Можно и вздремнуть, через два с половиной часа вставать на следующее дежурство, с 16.00 до 20.00.

Сон крепкий, хороший, койка в кубрике находится примерно на уровне ватерлинии, поэтому плеск волн о корпус корабля неплохо расслабляет и убаюкивает. Уборка внутренностей корабля проводится, как правило, после завтрака, поэтому воя пылесоса Karcher не слышно. Правда на баке кто-то плотничает, и удары молотка пару минут вносят диссонанс в плеск волн, но следующий звук, который я услышал – это уже будильник. 15.45, подъем, принимаем вахту.

Дневная вахта проходит еще в более комфортных условиях - штормовой комбез не потребовался, погода солнечная при несильном ветре. Немного изучаем такелаж и задаем вопросы – как что называется, меняемся у штурвала, подтягиваем шкоты. Названия парусов и частей корабля из прочитанных в школе книг про моря и пиратов получают четкую материализацию.

Меня ждал неожиданный сюрприз: самая запомнившаяся из морской литературы деталь - нок-рея («повесить его на нок-рее» ) не женского, а мужского рода – нок-рей. Ну и конечно научились «закладывать» - не за воротник, это дело нехитрое, а «ноль-восьмерка-ноль» - «уложить» правильно снасть на нагеле (крепежный штырь на планшире), чтобы она была не только закреплена надежно, но и была возможность быстро «раздать» - отвязать. Вообще тема морских узлов – это не просто очень интересное практическое занятие, но и высокое искусство.


Сдача вахты, ужин, подвахта до 24.00. Поскольку погодные условия идеальные, «сачкуем» - можно заняться своими делами или пораньше лечь спать. Короткий и крепкий сон, и снова в 3.45 на квартердеке, не снимая кроссовок, влезаю в штормовой комбинезон, а казалось только-только его снял после предыдущей вахты.

Вот такой круговорот корабельной жизни, - сутки пролетают стремительно. С непривычки, через пару дней даты смешиваются: более надежная система координат - вахты и порты стоянок.

Хочется сказать про корабельную жизнь - «абсолютно параллельная реальность», но это будет, возможно, неверно, поскольку привычное городское и офисное окружение скорее перпендикулярно: слишком разные курсы движения у большинства людей в городе и море. Конечно, вопрос философский, дискуссионный, а чтобы на него ответить, нужно как минимум раз выйти в море. По-настоящему, хотя бы на несколько дней, под парусами.
Подписывайтесь на мой Instagram